Судоходство и его развитие в городе Казань

Казань имеет более чем тысячелетнюю историю и признана третьей столицей России. Важную роль в развитии и становлении города сыграли водные ресурсы, особенно реки Волга и Казанка.

В результате создания Куйбышевского водохранилища, Казанка в 1950 г. из маленькой естественной речки превратилась в небольшой залив. Река разделяет город на две части: новую и старую Казань. Между Волгой и Казанкой расположилась историческая сторона, а чуть западнее – современная. Они связаны между собой мостами и дамбами.

Речной порт города Казань

Расположен на 1310 км левого берега Волги и признан самым крупным в Татарстане. Благодаря общему глубоководному устройству Европейской части России имеет сообщение с Белым, Азовским, Каспийским, Черным и Балтийским морями. Что дает ему право называться главным транспортным узлом.

Причал является искусственным пирсом протяженностью в километр. Его ширина имеет границы от 150 до 200 м. Глубина у пристани от 4,5 до 7 м.
На сегодняшний день навигация прогулочных теплоходов длится с конца апреля до последних чисел сентября.

Немного истории

Уже в XVI веке Казань была крупным центром судоходства на Волге и имела естественные пристани. Позже, когда земли Поволжья стали частью Русского царства, в устье р. Казанки в селе Бишбалта началось судостроительство. В 1710 г. на воду спустили пять кораблей, предназначенных для Балтийского флота, и восемь для Азовского моря.

В 1712 г. в Санкт-Петербург из Казани были отправлены товарные суда грузоподъемностью до 700 тонн. Тогда же в Казань был направлен мастер, организовавший постройку целой флотилии из ста кораблей такого вида.

В 1718 г. недалеко от деревни Бишбалта было сформировано Казанское адмиралтейство. А рядом – Адмиралтейская слобода, принятая в состав города в 1833 г. 

В 1904 г. усилиями инспектора судоходства М. В. Черепанова и местных судовладельцев городская дума дала согласие на организацию речного училища.

В годы Гражданской войны сооружения, необходимые для нормального функционирования пристаней, были сильно повреждены. Позже многие из них реконструировали. К 1936 г. восемь оснастили тяговыми лебедками. Кроме этого, к грузовым причалам протянули железнодорожные пути. Что ускорило и облегчило перевозку товаров.

Во времена ВОВ речной порт Казани сыграл важную роль. Через его пристани эвакуировали жителей и отправляли военное снаряжение, технику и оборудование на фронт. Современный Казанский порт был полностью введен в процесс эксплуатации в 1964 г.

Грузовой терминал

Речной порт владеет грузовым флотом, имеющим грузоподъемность 77500 т. Разделенным на две складские части: Казанскую и Чистопольскую. Для загрузки и выгрузки судов построены восемь причалов протяженностью от 40 до 250 п/м. Оборудованные портальными кранами и открытыми и закрытыми площадками для сохранения и обработки товаров.

Речной вокзал

Вдоль берега р. Волги на улице Девятаева расположились вокзальные корпуса:

• главное здание;
• строение пригородного вокзала, которое содержит: кассы, информационное бюро, медпункт, административные помещения, зал ожидания;
• пассажирские пригородные и туристические причалы;
• перрон для междугородного наземного транспорта;
• здание ОАО СК «Татфлот»;
• кафе-бары.

Вокзал предоставляет свои ресурсы пассажирским судам постоянных пригородных направлений, междугородным рейсам дальнего следования и прогулочным и экскурсионным круизам. Во время летней навигации пассажиропоток достигает 6000 человек за сутки. Но и зимой движение прекращается не полностью. В холодное время от Казанского речного вокзала до пристани Верхний Услон курсирует судно класса «Марс-2000», успешно выполняющее поставленные задачи при температуре воздуха от – 25° до + 40° C. Оснащено воздушной подушкой и способно перевозить до 250 человек. 

Популярные маршруты

Исключительную живописность городу придает близость с самой длинной и красивой рекой Европы. Все лето гости и жители Казани имеют возможность любоваться на город и близлежащие населенные пункты с палубы теплохода.

Свияжск

Наиболее привлекательной речной прогулкой можно назвать экскурсию от вокзала до острова Свияжск и обратно с 2 – 4 часовой остановкой для ознакомления с достопримечательностями.

В середине XVI в. во времена Ивана Грозного, этот участок земли было решено использовать для возведения крепости, необходимой для взятия Казани. Теперь этот остров является историческим памятником.

На площади 62 га расположились четыре монастыря с соборами и церквями. Пять музеев, парки и памятники. По периметру его можно обойти за 50 минут. Но если хочется «прикоснуться» к прошлому и посмотреть все интересные и живописные места, то одного дня может не хватить.

Здесь можно увидеть храм Святой Троицы 1552 года постройки, отреставрированный в 2011 г. Считается, что он возведен без единого гвоздя. Церковь Николая Чудотворца, которая уже четыре столетия является местом паломничества верующих. И много другого столь же ценного и интересного.

Булгар

Привлекательны и короткие круизы до города Булгар с находящимся рядом селом Булгары по р. Волге. Здесь можно увидеть историко-археологический комплекс, который включает:

• Северный и Восточный мавзолеи;
• реконструированный Большой минарет;
• Соборную мечеть;
• Успенскую церковь, преобразованную в музей;
• башни;
• Восточную, Черную и Красную палаты;
• Ханский дворец.

На территории села разместились множество музеев, рассказывающих о событиях и жизни прошлых поколений.

Тетюши

Небольшой городок, прославившийся тем, что стоит на самом высоком берегу р. Волги и памятником огромной 960-килограммовой белуге, выловленной в 1921 г. Городок, притягивает туристов провинциальным уютом и умиротворяющей тишиной.

Тетюши собрал в себе 245 памятников культуры. Это археологические и средневековые реликвии, летописи, оружие и доспехи с XXII по XIX вв., мебель и одежда прошлых поколений. Троицкий собор, переживший немало трансформаций за 250 лет существования.

Другие прогулки

Не менее интересны короткие экскурсии на теплоходе или катере, длящиеся полтора – два часа, проходящие по р. Казанка или по р. Волга. Во время прогулки участники смогут насладиться картиной живописных набережных и увидеть важные исторические объекты, о которых будет рассказывать экскурсовод. Водная прогулка – это время, когда можно отдохнуть, наслаждаясь свежим ветерком и успокаивающим всплеском волн.

Пристани

Основным пунктом отправления экскурсионных судов является главный речной вокзал «Казань», расположенный по адресу: ул. Девятаева, д. 1. Добраться до него можно любым наземным транспортом: автобусом, трамваем, троллейбусом, такси. Причал содержит 15 пристаней, что позволяет одновременно обслуживать несколько кораблей и катеров.

Некоторые обзорные экскурсии по городу начинают маршрут от пристани «Ривьера», находящейся рядом с одноименным развлекательным комплексом по адресу: ул. Фатыха Амирхана, д. 16. От причала каждый час курсирует речной трамвайчик, а также можно взять в аренду парусную яхту и совершить прогулку самостоятельно.

Теплоходы и катера

Для речных прогулок используются теплоходы «ОМ» и «Москва».

«Озерный Москвич» - это двухпалубный лайнер, применяемый для непродолжительных экскурсий (не более восьми часов общего пути). Закрытый салон оснащен рядами сидений. С обеих палуб открывается чудесный вид. Вместимость такого судна 100 – 165 человек.

Теплоходы класса «Москва» также имеют две палубы: одну открытую с тентом, другую закрытую. Позволяют разместить 70 – 120 человек.

Некоторые суда переоборудованы под банкетные и каютные. Для каждого теплохода разрабатывался персональный план реконструкции. Поэтому невозможно найти два одинаковых судна.

Катера и яхты также используются для водных прогулок по рекам Казани, но вместимость их гораздо меньше, чем у теплоходов. Поэтому они больше подходят для частных экскурсий или празднования важных событий.

Заключение

Казань и ее окрестности имеют богатую историю, сохранившуюся до наших дней. Речные просторы и красота набережных завораживают и дарят умиротворение.

Посетив экскурсию по Волге, можно не только расслабиться и отвлечься от суеты будней, но и узнать часть прошлого России. Особенно ценно это для детей, которые не любят корпеть над учебниками. А в такой поездке они многое узнают и увидят своими глазами.

Другие новости

Зиплайн – уникальный вид активного отдыха, который совмещает в себе адреналин, физическую активность и удовольствие от природы.
Когда речь заходит о водном транспорте в Москве, невозможно обойти вниманием значимость шлюзов. Эти инженерные сооружения играют важную роль в обеспечении плавучего движения по рекам и каналам города, а их история и технические особенности являются предметом увлекательного исследования.
В самом начале 18-го в. Петр I воздвигал Санкт-Петербург как судоходный город. Большие компании и заводы имели подходы к воде. По Петербургу располагались порты, пристани и причалы. На первое место ставилась досягаемость водного транспорта к постройкам города.
Истинные ценители необычных видов отдыха обязаны испытать на себе прогулки на катера по Москве-реке.