Водные прогулки на теплоходе по Неве в Санкт-Петербурге
Прогулки по рекам и каналам Санкт-Петербурга — это прекрасная возможность посмотреть более 30 достопримечательностей и насладиться приятной атмосферой на борту теплохода. Экскурсия по Неве с аудиогидом, вкусным завтраком, ужином от шеф-повара или вечерняя прогулка на развод мостов с живой музыкой и дискотекой не оставят равнодушным ни одного экскурсанта.
Sk-moskvich.ru — официальный сайт покупки билетов на речные прогулки и экскурсии со скидкой и по низким ценам. Открытие летней навигации в апреле 2023 года.
Судоходство в Петербурге
В самом начале 18-го в. Петр I воздвигал Санкт-Петербург как судоходный город. Большие компании и заводы имели подходы к воде. По Петербургу располагались порты, пристани и причалы. На первое место ставилась досягаемость водного транспорта к постройкам города.
К началу 20-го века число портов и причалов позволяло по отдельности осуществлять грузовые и пассажирские перевозки внутри Петербурга по рекам и каналам, а также за его границами (морское). До постройки автомобильной магистрали Санкт-Петербург – Москва, взаимодействие между городами производилось через Верхневолжскую водяную систему по реке Неве.
Судоходство в Санкт-Петербурге на рубеже 19 и 20 веков
В советские времена водный транспорт был популярен. Паромы отправлялись с большого Речного вокзала в пригороды и другие регионы. К сожалению, сегодня такие прогулки являются исключительно развлечением для туристов.
В конце 19-го – начале 20-го веков речной транспорт был на пике популярности. Только в Северной столице появилось такое средство передвижения, как речной трамвай. Жители города активно пользовались им для поездок из одной части города в другую. Пассажирские суда курсировали по Неве, Фонтанке, Мойке. Билеты и их цена были гораздо ниже, чем на недавно появившийся наземный трамвай.
Навигация по Санкт-Петербургу в 20 веке
Строительство Большеохтинского моста началось только в 1909 году, а до этого переправа осуществлялась посредством пароходов. Были и более дальние маршруты: от Литейного моста до Петрозаводска, с 8-й лн. Васильевского о-ва до Кронштадта.
Со Смольнинского (1925-1970гг.) речного вокзала отходили теплоходы в Ломоносов, Шлиссельбург, Петергоф, Кронштадт, Новую Ладогу. Ими активно пользовались дачники, поскольку на маршрутах было много остановок.
Росло население города, а вместе с ним и пассажиропоток. В связи с этим в 1974 году на р. Неве построили Речной вокзал, а рядом гостиницу с одноименным названием. С пристани ходили паромы до городов Волго-Балтийского водного пути и Валаама. Стоимость экскурсий была доступна обычным гражданам, но часто оплачивалась профсоюзными организациями.
Судоходство сегодня
Большинство пристаней были деревянными и на данный момент не оставили о себе воспоминаний. Все набережные Петровского города облачены в гранит.
Порт Санкт-Петербург
На просторах культурной столицы России расположились несколько морских портов. Самым крупным и старейшим был и остается порт Санкт-Петербург, который работает с морскими перевозками. Он же организует процесс торгового мореплавания. Круглый год открыт для захода судов. Включает в себя около 200 причалов, а территориально разделен на четыре части. Его обслуживание производится портовым флотом, в арсенале которого находятся:
- ледоколы;
- лоцманские суда;
- нефтемусоросборщики;
- водолеи;
- буксиры;
- плавбункеровщики;
- сборщики льяльных вод;
- рейдовые катера;
- пожарное судно;
- прочие несамоходные плавсредства.
Морской вокзал
Для осуществления пассажирского судоходства за пределы города был сооружен Морвокзал. Он принимал и обрабатывал круизные и паромные суда. Территориально находится на западе Васильевского о-ва. Содержит 5 причалов, зону таможенного и пограничного досмотра, гостиницу, ресторан и конфференц-комплекс.
Упадок речного судоходства
К концу 20-го века местный водный транспорт начал терять свои позиции. Стоимость проезда значительно выросла, а большую часть маршрутов упразднили. В 2012 году был снесен и Речной вокзал, и гостиница. Вместо них возвели 24-этажный ЖК «Дом-Мегалит».
Каждый год звучат предложения по возрождению речного судоходства в качестве общественного транспорта, но идеи так и остаются нереализованными.
В городе действуют метеоры, прогулочные корабли, но они не рассматриваются как ежедневный способ перемещения. Цена на проезд в них гораздо выше, чем в общественном транспорте. Такие речные прогулки больше подходят туристам в качестве развлечения.
Движение судов в зависимости от времени года
В прибрежной зоне река Нева покрывается льдом на четыре месяца: с декабря по март. Но при надобности в эти месяцы проблема решается при помощи ледоколов. Полноценная навигация в Петербурге открывается с середины апреля и закрывается в ноябре. Точные даты ежегодно утверждаются в ГБУ «Волго-Балт».
Судоходство как туристический бизнес
Сегодня в городе разработано малое судоходство для туристов. Водные прогулки осуществляются определенным классом судов – Фонтанка.
Выделяют две ключевые линии для экскурсий:
- Круговой рейс по реке Неве от Благовещенского моста, до 2007 года носившего название мост Лейтенанта Шмидта, до собора Воскресения Христова Словущего всех учебных заведений.
- Прогулки по немалочисленным рекам и каналам.
Помимо этого, судоходные фирмы проводят экскурсии и путешествия по специально составленным маршрутам. А от пристаней у Медного всадника, Кунсткамеры и Эрмитажа в Петергоф отходят скоростные суда на подводных лопастях: «Ракеты» и «Метеоры».
Цены на прогулки по рекам и каналам Петербурга
На стоимость водных прогулок на теплоходах влияют нескольких параметров:
- длительность прогулки;
- выбранный маршрут;
- время суток, когда осуществляется поездка;
- присутствие гида;
- класс и уровень сервиса;
- дополнительные опции (салюты, парады, разведение мостов).
Прогулки на теплоходе по специально подготовленному плану стоят значительно дороже. Также увеличивает цену поездки досуговая программа, проводимая на борту судна. При посещении теплохода-ресторана придется дополнительно заплатить за ужин.
В среднем стоимость обзорных экскурсий устанавливается от 550 рублей на детские билеты и 750 рублей – взрослые. Действуют различные льготы для определенных групп населения. Их наличие и размер следует уточнять у оператора, услугой которого принято решение воспользоваться.
Билеты можно приобрести онлайн, в кассах по городу или на месте отплытия.
Виды речных судов
По рекам и каналам курсируют разные по вместимости, предоставляемым услугам и мощности суда.
Самый маленький из них – катер. Он может взять на борт от 4 до 11 человек. Арендовать его можно как с капитаном, так и без.
Речной трамвайчик – самый популярный вид водного транспорта. Имеет как открытую палубу, так и закрытый салон на случай дождя или ветра. В прохладную погоду пассажирам выдают пледы. Он бороздит Неву и ходит по каналам и мелким речушкам Санкт-Петербурга. Его габариты позволяют свободно проскальзывать под малоразмерными мостами. Вместимость от 25 до 50 человек. Продолжительность прогулок составляет от 1 ч. до 2 ч. 30 мин.
По Неве, Большой Невке и Малой Неве ходят теплоходы-рестораны. Двухпалубные суда с панорамным застеклением нижней палубы и открытой верхней. Поездка с ужином продолжается от 1 ч. 45 мин. до 2 ч. 45 мин., возможно музыкальное сопровождение. Стоимость на входные билеты начинается от 800 рублей. За обед или ужин оплата производится отдельно согласно ценам, указанным в меню. На каждом теплоходе оно свое.
Чтобы быстро и без автомобильных пробок попасть в пригороды Петербурга, можно воспользоваться метеором, теплоходом высокого уровня комфорта на подводных крыльях. До Петергофа судно идет 30 минут, а до Кронштадта – 50.
Действующие причалы
В большинстве случаев прогулочные теплоходы отправляются от стоянок, находящихся в центре мегаполиса: у Адмиралтейской и Дворцовой набережных, реже с Васильевского острова.
Вдоль берега реки Невы со стороны Зимнего императорского дворца расположены шесть причалов:
- «Медный всадник»;
- «Пристань со львами»;
- «Нижний Эрмитаж»;
- «Дворцовая пристань»;
- «Летний сад»;
- «Сенатская пристань».
Причалы «Набережная Мойки, 44» и «Юсуповский дворец» установлены на Мойке.
На Фонтанке важнейшим причалом считается «Аничков мост». Но, как и в случае с Мойкой, суда отплывают и с прочих пирсов и спусков. Распознать их можно по скоплению катеров и трамвайчиков, стоящих на приколе.
Часть экскурсий на теплоходе начинается с канала Грибоедова. Значимые причалы располагаются между Невским пр. и Храмом Воскресения Христова и у собора Казанской иконы Божией Матери.
Речные маршруты
Водные прогулки проходят по Неве, ее рукавам, Фонтанке, Мойке, каналам Крюкова и Грибоедова. Есть экскурсии в светлое время дня, направленные на осмотр достопримечательностей и фасадов зданий, и в темное, с наблюдением за разведением мостов и любованием уникальной иллюминацией строений. А также развлекательные, с музыкой и вкусной едой.
Несколько известных маршрутов:
- Разводные мосты;
- Северная Венеция;
- Парадный Петербург;
- Морской фасад;
- Джаз-прогулка;
- Невские просторы.
- Берега Невы
- Невская Волна
У каждой туркомпании свои маршруты, развлекательная программа, расписание и названия экскурсий.
Одна из популярных – «Северная Венеция». Она длится чуть больше часа и проходит рядом с Мраморным, Зимним, Строгановским дворцами, стрелкой Васильевского о-ва, Петропавловской креп., Летним садиком, Инженерным замком, собором преподобного Исаакия Далматского. За время поездки с теплохода можно увидеть 15 мостов.
Разводные мосты Санкт-Петербурга
В Петербурге больше 400 мостов, 18 из них – разводные. Существует более 50 экскурсий под названием «Разводные мосты».
Самым популярным признан Дворцовый. Именно он открывается первым и изображается на туристических проспектах и открытках. Следом за ним – Троицкий. У него поднимается только один пролет. Затем идут Благовещенский, Литейный, имеющий самое длинное крыло в 67 метров, Биржевой и Тучков. Ровно в 3 часа ночи разводят Большеохтинский, затем мост Александра Невского, а следом Володарский. После идет очередь Кантемировского с самой молодой разводной конструкцией и Гренадерского. За ними следует Сампсоньевский и Финляндский.
Можно выбрать прогулку по реке с рассказами от гида или танцевальную с живой музыкой. Посмотреть вблизи завораживающее зрелище, как огромные тяжелые створки моста поднимаются и замирают. А в это время большие суда не спеша проходят в открывшиеся двери.
Водные экскурсии по России
Из Санкт-Петербурга можно совершить увлекательное путешествие по воде во все уголки России.
Для фанатов севера предусмотрены круизы в Пермь и на Соловецкие острова.
Для поклонников классики подойдут экскурсии по «Золотому кольцу» с визитом в самобытные города. Круиз может длиться от 3 до 8 дней. Каюты оборудованы всеми удобствами: кондиционер, холодильник, спутниковое ТВ и прочее. Во время путешествия предусмотрены концертные программы, игры, викторины, мастер-классы и другие мероприятия для активного и спокойного отдыха.
Во время одно- трехдневных поездок можно насладиться очарованием Карелии:
- водным каскадом Кивач;
- землями Валаама и Коневеца;
- горным парком «Рускеала»;
- Кижским погостом;
- хутором Верхние Мандроги.
Стоимость туров
За трехдневную поездку на теплоходе в Валаам за одного человека туроператоры запрашивают от 12400 рублей и выше. Стоимость зависит от месяца, в котором совершается поездка, выбранной программы, комфортабельности круизного судна, уровня предоставляемого сервиса, продолжительности экскурсии. Как и во многих других сферах, действуют льготы, например, дети до пяти лет, без предоставления места, могут путешествовать бесплатно. Наличие скидок надо уточнять у операторов.
Заключение
Санкт-Петербург один из самых интересных и красивых городов России. С комфортом посмотреть за короткий период большое количество достопримечательностей удобнее всего с воды, ведь она занимает десятую часть города. Множество круизных компаний предлагают самые разные экскурсии: дневные, ночные, индивидуальные. На теплоходе по реке можно отметить важное событие или устроить свидание в уединенной романтической обстановке.
Во время семейного отпуска можно совершить незабываемую водную экскурсию по городам России на комфортабельном лайнере длительностью 3 – 8 дней, которая надолго останется в памяти и на фотографиях.