
Крейсер «Аврора»
г. Санкт-Петербург, Петроградская наб., 2-4.
Крейсер 1-го ранга участвовал в трех войнах, одной революции, преодолел более 100000 миль и подвергался множеству переоборудований.
1900
1,5 км (18-20 минут пешком)
1,5 км (18-20 минут пешком)
Как добраться: Крейсер «Аврора»
«Горьковская»
Выйти из метро и через Александровский парк двигаться до пересечения Кронверкской набережной и улицы Куйбышева, свернуть на эту улицу и двигаться по ней до Сампсониевского моста, перед ним повернуть на право на Петроградскую набережную и двигаться по ней до крейсера «Аврора». Расстояние составит примерно 1,5 км., пешком 18-20 минут.
Остановка общественного транспорта – «Улица Чапаева» маршрут №49
г. Санкт-Петербург, Петроградская наб., 2-4.
Санкт-Петербург славен не только своими мостами, набережными, храмами и прочими достопримечательностями. Лишь в Петербурге есть музей, расположившийся прямо на реке – известный корабль «Аврора».
Крейсер 1-го ранга участвовал в трех войнах, одной революции, преодолел более 100000 миль и подвергался множеству переоборудований и ремонтов.
С чего все началось
Судно заложили 23 .05.1897 г. в верфи «Новое адмиралтейство». По задумке это должен был быть корабль, которому нет равных. На его строительство тратились огромные деньги, выбирались уникальные материалы, приглашались лучшие мастера.
24.05.1900 г. в присутствии последнего императора, его матери и жены корабль был спущен на воду. Имя крейсеру по традиции выбирал царствующий государь. В этом есть доля иронии. Ведь именно холостой выстрел с «Авроры» в 1917 г. положил конец правлению Николая II.
Судно состояло из 14 отдельных непроницаемых отсеков, в каждом из которых находилась автономная система для откачивания воды. Энергией корабль обеспечивали три паровые машины. На борту была установлена своя телефонная сеть, а также беспроводной телеграф.
Боевое прошлое
Цусимское сражение
Свой первый бой «Аврора» провела рядом с островом «Цусима». Где подверглась массированному огню 16 японских крейсеров. Получив серьезные повреждения от 18 разнокалиберных снарядов, вынуждена была отправиться в порт Манила. Где властями США, вместе с другими русскими кораблями, была интернирована до окончания русско-японской войны.
Первая мировая война и революция
В этот раз крейсеру снова повезло. 11.10.1914 г. немецкая подлодка заметила русские судна в Финском заливе – «Палладу» и «Аврору». Сначала пустили торпеду по крейсеру, созданному после окончания русско-японской войны – «Палладе». Корабль затонул вместе с экипажем. А «Аврора» тем временем скрылась.
В 1917 г. командование Балтийского флота намеривалось затопить судно в фарватере Финского залива, чтобы немецкие эскадры не могли пройти к Петрограду. Но команда воспротивилась этому.
25.10 1917 г. из носового орудия крейсера прозвучал холостой выстрел, ознаменовавший пришествие новой эры.
С 1918 г. судно входило в резервный состав военно-морского флота. Постепенно корабль изнашивался.
«Аврору» полностью восстановили и стали использовать, как учебный. Планировалось исключить крейсер из списков флота, но пришла война.
Вторая мировая
Всех курсантов списали на берег, а корабль ввели в систему противовоздушной обороны города Кронштадта.
По мере приближения захватчиков, все больше членов команды уходили на фронт, а с корабля снимали вооружение и устанавливали на подходе к Ленинграду. Так была создана отдельная артиллерийская батарея, состоящая из 9 орудий крупного калибра.
Немцам не удалось взять военный расчет в лоб. Его обошли и окружили, отрезав от города. Фашистам не досталось ни одного орудия.
Крейсер прекратили обстреливать только со снятием ленинградской блокады. К тому времени он получил несколько пробоин и сел на мель.
Послевоенные годы
Благодаря настоянию адмирала флота И.С. Исакова, летом 1944 г. было принято решение о сохранении корабля и закреплении его напротив Ленинградского Нахимовского военно-морского училища.
В конце 1970-х г. корпус судна пришел в полную негодность. И, наконец, в 1984 г. Совет Министров СССР вынес постановление о капитальном ремонте легендарного крейсера.
Нижнюю часть корабля отрезали. Верхнюю приварили к вновь созданному подводному участку судна. Благодаря умелым мастерам, каюты и прилегающие помещения были воссозданы в первозданном виде.
Сегодняшние дни
Последний ремонт «Аврора» пережила в 2014 – 2016 гг. В основном заменили:
- электросети;
- кабели;
- мачты;
- шлюпочные устройства;
- палубы;
- системы жизнеобеспечения.
Теперь крейсер является не только памятью о великих и трагических событиях, но и символом отечественного кораблестроения. Экскурсии проводятся ежедневно, кроме понедельника и вторника.
В 2010 г. корабль был выведен из состава ВМФ и передан Центральному военно-морскому музею. Посетив который можно увидеть радиостанцию, котельные и машинные отделения. Документы, фотографии, распоряжения и письма. Создан отдельный зал с личными вещами экипажа.