Кунсткамера

г. Санкт-Петербург, Университетская набережная 3.
Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН является одним из самых крупных музеев планеты.

Год постройки

1714

Адмиралтейская, Гостиный двор
От ближайшего метро

1,24 км (15 минут пешком)

Адмиралтейская, Гостиный двор
От ближайшего метро

1,24 км (15 минут пешком)

Как добраться: Кунсткамера

«Адмиралтейская»

От станции метро «Адмиралтейская» пешком по улице Малой Морской на Невский проспект и далее двигаться по нему до Дворцового проезда и вдоль него пройти через «Дворцовый мост» и свернуть налево на Университетскую набережную к Кунсткамере. Расстояние от метро 1,24 км, 15 минут пешком.

Остановка общественного транспорта «Университетская набережная» – маршрут автобуса №7, 10, 24, 191.

г. Санкт-Петербург, Университетская набережная 3.

Подробная история Кунсткамеры

Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН является одним из самых крупных музеев планеты. Это учреждение основано в честь первого российского музея, открытого на территории России - Кунсткамеры. В переводе с немецкого Кунсткамера или Kunstkammer означает «кабинет редкостей». Она была основана царём Петром Великим в далёком 1714 году. Современный музей имеет две основные направленности – антропология и этнография. Сейчас в коллекции музея насчитывается более 1 миллиона ценностей. Коллекции постоянно пополняются редкостями, но, согласно данным, в 2022 году число ценностей превышает 1 миллион 200 тысяч.
Хотя историки уверены, что Петровская Кунсткамера была открыта в 1714 году, подлинных данных – в частности, указа самого Петра - с датой основания не было найдено. Учёные не нашли документов, подтверждающих дату открытия. Уверенность историков частично основана на письменных приказах Петра I: именно в 1714 году он велел отправить в Россию свои личные коллекции и библиотеку.
Ценности, согласно указу, вскоре были отправлены в Санкт-Петербург. Некоторое время они находились в Летнем дворце – королевской резиденции, построенной в 1703 году по приказу царя. Позже вещи отправили в Кикины палаты – дом преданного сподвижника Петра Александра Кикина. Именно там в 1719 году высший свет Санкт-Петербурга впервые увидел уникальную коллекцию. Посетители были потрясены увиденным: представленные редкости вызвали небывалый ажиотаж. Пётр I решил создать коллекцию невероятного масштаба и привлёк к делу учёных и медиков Петербурга.
Распорядителями нового музея были назначены придворный медик Роберт Арескин и российский учёный Иоганн Шумахер, позже возглавивший Академию наук.
Из записей Иоганна Шумахера учёные также пришли к выводу о дате основания музея. В своей книге, посвящённой Академии наук Санкт-Петербурга, он сообщает о том, что библиотека была учреждена в 1714 году. Также известно, что идея основать музей необыкновенных вещей в России пришла Петру I ещё в 1704 году. Он издал указ и обязал подданных делиться найденными находками. К таковым относились загадочные или странные предметы, а также «новорождённые уродцы». Из этих вещей и была создана первая коллекция. На эту задачу ушло целое десятилетие, однако ожидания Петра оправдались. Изначально царская коллекция находилась в Москве.
Вместе с организацией музея было положено начало строительства отдельного здания для его размещения. Строительство продолжалось на протяжении 9 лет: с 1718 по 1727 год. Однако известно, что здание достраивали вплоть до 1735 года. В 1747 году произошёл пожар, в ходе которого была уничтожена отделка, крыша. Также пострадала консерватория. Реконструировать здание полностью не удалось.
Здание Кунсткамеры представляло собой яркий образец «петровского барокко» - российского архитектурного стиля, характерного для начала XVIII века. Здание расположилось на берегу Невы и было окружено дворцами знатных семей и представителей правящей династии. Сейчас дворец Кунсткамеры – это официальный логотип Российской академии наук.
В 1724 году – через 10 лет после основания музея – была официально учреждена Академия наук. Кунсткамера была передана под её надзор. Это подняло статус музея до масштабного научного учреждения. Подобных экспозиций на тот момент в мире не существовало. Музей регулярно привлекал к работе известных российских учёных, в том числе Михаила Ломоносова. Известно, что Ломоносов работал над несколькими коллекциями и делал описания уникальных минеральных камней.
Пётр I неистово заботился о процветании музея и велел подданным за соответствующую плату сдавать в музей самые загадочные и необъяснимые вещи. Люди приносили необычные кости животных и людей, оружие, посуду и другие предметы за вознаграждение. Благодаря привлечению простого народа коллекции постоянно росли. Необычными находками делились путешественники, учёные, мореплаватели. К тому же, в разные регионы страны регулярно отправляли экспедиционные группы: им нередко удавалось отыскать в российских глубинках удивительные ценности и предметы культурного наследия.
Коллекция музея постоянно пополнялась. Российские учёные и путешественники доставляли в музей редкости, найденные в разных точках мира. Сейчас в Кунсткамере представлены этнографические ценности, найденные в своё время такими известными личностями, как Г. Лангсдорф, И. Лепехин, Ю. Лисянский, Н. Миклухо-Маклай, Н. Гумилев, И. Крузенштерн. Но не только россияне сумели внести вклад в развитие Кунсткамеры. В музее сохранились вещи из личных коллекций Дж. Кука, Л. Фробениуса и многих других путешественников.
В XIX веке учреждение перетерпело некоторые изменения. Кунсткамеру разделили семь разных музеев, посвящённых этнографии, Египту, Азии, анатомии, зоологии, ботанике, минералогии и личному кабинету царя Петра. Именно так и был создан Музей антропологии и этнографии. В его коллекцию вошли уникальные предметы, подобных которым нет ни в одном иностранном учреждении.
В 1903 году – спустя 189 лет после официального основания – Кунсткамера получила название Музея Петра I: в честь царя, благодаря которому учреждение и было создано.



С момента основания здание Кунсткамеры несколько раз модернизировали. Коллекции неуклонно росли, им требовалось гораздо больше места. Музей приносил огромный доход, но и требовал больших затрат. Делами учреждения заправлял специальный Попечительский совет: в него входили богатейшие люди Санкт-Петербурга и России. Они вкладывали огромные деньги, чтобы пополнить основные коллекции. Для поиска новых находок были организованы экспедиции в разные страны мира. С конца XIX по начало XX века в Кунсткамеру было доставлено более 90 000 единиц хранения. Кунсткамеру посещали представители элитного класса – члены королевской семьи и дворяне, а также учёные, писатели, художники и другие люди, интересующиеся наукой.
Музей завоевал мировое призвание. В его развитие было вложено много сил и финансовых средств. Такой обширной коллекцией не может похвастаться ни один музей в мире. Коллекция музея отражает многовековое развитие человечества и является частью мирового наследия.
Деятельность Кунсткамеры неотрывно связана с известными историческими личностями. Карл Эрнст фон Бэр – почётный член Академии наук. Он участвовал в разных исследованиях, отправлялся в научные экспедиции, занимался антропологией и создал большую коллекцию разнообразных человеческих черепов. Памятник Бэру был установлен рядом с Зоологическим Музеем РАН.
Ещё одним учёным, сотрудничавшим с Кунсткамерой, был Николай Николаевич Миклухо-Маклай – этнограф и антрополог, посвятивший свою жизнь путешествиям и изучению коренных народов Азии и Австралии. Несмотря на то, что большую часть своей жизни учёный провёл за пределами России, он сыграл огромную роль в развитии музея. В канун 175-летия учёного в Кунсткамере открыли выставка из его рисунков, фотографий и найденных ценностей.
В 30-х годах прошлого века власти СССР приняли решение о создании института с этнографической и антропологической направленностью. Институт посвятили Миклухо-Маклаю. Также было решено сделать Музей этнографии и антропологии частью нового учебного заведения. Лишь в период развала СССР – в 1992 году – музей вновь стал самостоятельным учреждением.



В XXI веке Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого – это не просто научное учреждение. Это один из ведущих исследовательских центров России. Дело, которому посвятили свои жизни российские учёные в XVIII, XIX и XX веках продолжает жить. За Кунсткамерой официально закреплено звание объекта культурного наследия Российской Федерации. В 2014 музею исполнилось 300 лет. Президент поздравил Кунсткамеру с долгожданным юбилеем.
Сейчас в Кунсткамере представлен ряд интересных экспозиций.
• Северная Америка. В коллекции собраны предметы быта, принадлежавшие коренным народам Америки.
• Япония. Ценности, представленные в коллекции, знакомят посетителей с культурным наследием страны.
• Африка. Одежда диких африканских племён, предметы быта, орудие и иные исторические ценности. Множество экспонатов из коллекции были взяты из дворца африканского правителя.
• Китай и Монголия. В китайской экспозиции присутствуют изделия, изготовленные из фарфора, настоящей кости и дерева. В монгольской – настоящие юрты и одежда кочевого народа.
• Индия. Огромная коллекция деревянных изделий, театральных костюмов и кукол, собранных путешественниками и учёными.
• Раздел анатомии. Здесь представлены человеческие и животные останки с различными уродствами и редкими патологиями.
• История Кунсткамеры. Обширный раздел, включающий в себя Зал заседаний Академии наук, планетарий и обсерваторию Петербурга.

Экскурсии и турыВсе экскурсии и туры