
Кунсткамера
г. Санкт-Петербург, Университетская набережная 3.
Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН является одним из самых крупных музеев планеты.
1714
1,24 км (15 минут пешком)
1,24 км (15 минут пешком)
Как добраться: Кунсткамера
«Адмиралтейская»
От станции метро «Адмиралтейская» пешком по улице Малой Морской на Невский проспект и далее двигаться по нему до Дворцового проезда и вдоль него пройти через «Дворцовый мост» и свернуть налево на Университетскую набережную к Кунсткамере. Расстояние от метро 1,24 км, 15 минут пешком.
Остановка общественного транспорта «Университетская набережная» – маршрут автобуса №7, 10, 24, 191.
г. Санкт-Петербург, Университетская набережная 3.
Подробная история Кунсткамеры
Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН является одним из самых крупных музеев планеты. Это учреждение основано в честь первого российского музея, открытого на территории России - Кунсткамеры. В переводе с немецкого Кунсткамера или Kunstkammer означает «кабинет редкостей». Она была основана царём Петром Великим в далёком 1714 году. Современный музей имеет две основные направленности – антропология и этнография. Сейчас в коллекции музея насчитывается более 1 миллиона ценностей. Коллекции постоянно пополняются редкостями, но, согласно данным, в 2022 году число ценностей превышает 1 миллион 200 тысяч.
Хотя историки уверены, что Петровская Кунсткамера была открыта в 1714 году, подлинных данных – в частности, указа самого Петра - с датой основания не было найдено. Учёные не нашли документов, подтверждающих дату открытия. Уверенность историков частично основана на письменных приказах Петра I: именно в 1714 году он велел отправить в Россию свои личные коллекции и библиотеку.
Ценности, согласно указу, вскоре были отправлены в Санкт-Петербург. Некоторое время они находились в Летнем дворце – королевской резиденции, построенной в 1703 году по приказу царя. Позже вещи отправили в Кикины палаты – дом преданного сподвижника Петра Александра Кикина. Именно там в 1719 году высший свет Санкт-Петербурга впервые увидел уникальную коллекцию. Посетители были потрясены увиденным: представленные редкости вызвали небывалый ажиотаж. Пётр I решил создать коллекцию невероятного масштаба и привлёк к делу учёных и медиков Петербурга.
Распорядителями нового музея были назначены придворный медик Роберт Арескин и российский учёный Иоганн Шумахер, позже возглавивший Академию наук.
Из записей Иоганна Шумахера учёные также пришли к выводу о дате основания музея. В своей книге, посвящённой Академии наук Санкт-Петербурга, он сообщает о том, что библиотека была учреждена в 1714 году. Также известно, что идея основать музей необыкновенных вещей в России пришла Петру I ещё в 1704 году. Он издал указ и обязал подданных делиться найденными находками. К таковым относились загадочные или странные предметы, а также «новорождённые уродцы». Из этих вещей и была создана первая коллекция. На эту задачу ушло целое десятилетие, однако ожидания Петра оправдались. Изначально царская коллекция находилась в Москве.
Вместе с организацией музея было положено начало строительства отдельного здания для его размещения. Строительство продолжалось на протяжении 9 лет: с 1718 по 1727 год. Однако известно, что здание достраивали вплоть до 1735 года. В 1747 году произошёл пожар, в ходе которого была уничтожена отделка, крыша. Также пострадала консерватория. Реконструировать здание полностью не удалось.
Здание Кунсткамеры представляло собой яркий образец «петровского барокко» - российского архитектурного стиля, характерного для начала XVIII века. Здание расположилось на берегу Невы и было окружено дворцами знатных семей и представителей правящей династии. Сейчас дворец Кунсткамеры – это официальный логотип Российской академии наук.
В 1724 году – через 10 лет после основания музея – была официально учреждена Академия наук. Кунсткамера была передана под её надзор. Это подняло статус музея до масштабного научного учреждения. Подобных экспозиций на тот момент в мире не существовало. Музей регулярно привлекал к работе известных российских учёных, в том числе Михаила Ломоносова. Известно, что Ломоносов работал над несколькими коллекциями и делал описания уникальных минеральных камней.
Пётр I неистово заботился о процветании музея и велел подданным за соответствующую плату сдавать в музей самые загадочные и необъяснимые вещи. Люди приносили необычные кости животных и людей, оружие, посуду и другие предметы за вознаграждение. Благодаря привлечению простого народа коллекции постоянно росли. Необычными находками делились путешественники, учёные, мореплаватели. К тому же, в разные регионы страны регулярно отправляли экспедиционные группы: им нередко удавалось отыскать в российских глубинках удивительные ценности и предметы культурного наследия.
Коллекция музея постоянно пополнялась. Российские учёные и путешественники доставляли в музей редкости, найденные в разных точках мира. Сейчас в Кунсткамере представлены этнографические ценности, найденные в своё время такими известными личностями, как Г. Лангсдорф, И. Лепехин, Ю. Лисянский, Н. Миклухо-Маклай, Н. Гумилев, И. Крузенштерн. Но не только россияне сумели внести вклад в развитие Кунсткамеры. В музее сохранились вещи из личных коллекций Дж. Кука, Л. Фробениуса и многих других путешественников.
В XIX веке учреждение перетерпело некоторые изменения. Кунсткамеру разделили семь разных музеев, посвящённых этнографии, Египту, Азии, анатомии, зоологии, ботанике, минералогии и личному кабинету царя Петра. Именно так и был создан Музей антропологии и этнографии. В его коллекцию вошли уникальные предметы, подобных которым нет ни в одном иностранном учреждении.
В 1903 году – спустя 189 лет после официального основания – Кунсткамера получила название Музея Петра I: в честь царя, благодаря которому учреждение и было создано.
С момента основания здание Кунсткамеры несколько раз модернизировали. Коллекции неуклонно росли, им требовалось гораздо больше места. Музей приносил огромный доход, но и требовал больших затрат. Делами учреждения заправлял специальный Попечительский совет: в него входили богатейшие люди Санкт-Петербурга и России. Они вкладывали огромные деньги, чтобы пополнить основные коллекции. Для поиска новых находок были организованы экспедиции в разные страны мира. С конца XIX по начало XX века в Кунсткамеру было доставлено более 90 000 единиц хранения. Кунсткамеру посещали представители элитного класса – члены королевской семьи и дворяне, а также учёные, писатели, художники и другие люди, интересующиеся наукой.
Музей завоевал мировое призвание. В его развитие было вложено много сил и финансовых средств. Такой обширной коллекцией не может похвастаться ни один музей в мире. Коллекция музея отражает многовековое развитие человечества и является частью мирового наследия.
Деятельность Кунсткамеры неотрывно связана с известными историческими личностями. Карл Эрнст фон Бэр – почётный член Академии наук. Он участвовал в разных исследованиях, отправлялся в научные экспедиции, занимался антропологией и создал большую коллекцию разнообразных человеческих черепов. Памятник Бэру был установлен рядом с Зоологическим Музеем РАН.
Ещё одним учёным, сотрудничавшим с Кунсткамерой, был Николай Николаевич Миклухо-Маклай – этнограф и антрополог, посвятивший свою жизнь путешествиям и изучению коренных народов Азии и Австралии. Несмотря на то, что большую часть своей жизни учёный провёл за пределами России, он сыграл огромную роль в развитии музея. В канун 175-летия учёного в Кунсткамере открыли выставка из его рисунков, фотографий и найденных ценностей.
В 30-х годах прошлого века власти СССР приняли решение о создании института с этнографической и антропологической направленностью. Институт посвятили Миклухо-Маклаю. Также было решено сделать Музей этнографии и антропологии частью нового учебного заведения. Лишь в период развала СССР – в 1992 году – музей вновь стал самостоятельным учреждением.
В XXI веке Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого – это не просто научное учреждение. Это один из ведущих исследовательских центров России. Дело, которому посвятили свои жизни российские учёные в XVIII, XIX и XX веках продолжает жить. За Кунсткамерой официально закреплено звание объекта культурного наследия Российской Федерации. В 2014 музею исполнилось 300 лет. Президент поздравил Кунсткамеру с долгожданным юбилеем.
Сейчас в Кунсткамере представлен ряд интересных экспозиций.
• Северная Америка. В коллекции собраны предметы быта, принадлежавшие коренным народам Америки.
• Япония. Ценности, представленные в коллекции, знакомят посетителей с культурным наследием страны.
• Африка. Одежда диких африканских племён, предметы быта, орудие и иные исторические ценности. Множество экспонатов из коллекции были взяты из дворца африканского правителя.
• Китай и Монголия. В китайской экспозиции присутствуют изделия, изготовленные из фарфора, настоящей кости и дерева. В монгольской – настоящие юрты и одежда кочевого народа.
• Индия. Огромная коллекция деревянных изделий, театральных костюмов и кукол, собранных путешественниками и учёными.
• Раздел анатомии. Здесь представлены человеческие и животные останки с различными уродствами и редкими патологиями.
• История Кунсткамеры. Обширный раздел, включающий в себя Зал заседаний Академии наук, планетарий и обсерваторию Петербурга.