Троицкий мост

г. Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, 30.
Троицкий мост служит соединяющим элементом между Марсовым полем и Троицкой площадью.

Год постройки

1827

Горьковская
От ближайшего метро

790 м (10 минут)

Горьковская
От ближайшего метро

790 м (10 минут)

Как добраться: Троицкий мост

«Горьковская»

Выйти из метро и через Александровский парк двигаться до Кронверкской набережной пересечь ее по пешеходному переходу и далее вдоль Каменноостровского проспекта двигаться до Троицкого моста. Расстояние составит примерно 790 м., пешком 7-10 минут.

 

 

Остановка общественного транспорта «Троицкая площадь» – маршрут автобуса №49, К-30.

 

 

Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, 30.

 

 

Что представляет собой мост?

Троицкий мост служит соединяющим элементом между Марсовым полем и Троицкой площадью (сторона Петрограда). Речь идет о строении специализированной структуры 10-ти пролетного типа.

Если говорить о регулярных пролетных конфигурациях, то они, как правило, включают в себя фермы – консольно-арочного либо консольно-балочного типа. Они обладают такими габаритами (с левой стороны – на правую, м): 11,4 + 43,2 + 53,3 + 76,4 + 96,4 + 76,4 + 53,3 + 22 + 20 + 18.

Переходим к разводному пролету из металла (цельносварного типа). Его вращательная ось не двигается, также он имеет четко зафиксированный противовес. Отверстие рассматриваемой нами конструкции составляет 43 метра. Для разводки применяют гидравлическую структуру.



Для перекрытия стандартного пролета на левом берегу используется специально возведенная конструкция из стали и железобетона. Для слияния правого берега и металлического фрагмента моста применяется трехпролетная аркада (из камня), длина которой составляет около 90 метров. Ее создали с помощью проекта Г.Г. Кривошеина – речь идет о сводах из камня бесшарнирного плана. База – сваи. Имеет 3 отверстия, для облицовки использован гранит.

На стандартных пролетах зафиксирована перильная ограда из чугуна, на пролете разводного типа – специальные решетки из металла.

Для декорирования моста воспользовались обелисками из гранита (на них изображены двуглавые орлы и ростры из бронзы). Для украшения подиумов использовали розоватый гранит, обелисков – красноватый гранит.

Свет на мосту гарантируют 16 крупных канделябров (3 плафона, 24 небольших канделябра, и их единственный плафон).

Историческая справка

О появлении переправы в рассматриваемой нами городской части впервые стало известно в 1803-м году – она образовалась немного выше по течению. Конструкция наплавного моста состояла из барок-плашкоутов из древесины. Он служил пересечением Невы от дома Петра Первого и до Летнего сада – и носил название Петербургского моста. Уже в 1827-м году изучаемая нами конструкция была отстроена в привычном для нас месте. Появилось новое название – мост стал Суворовским – как площадь с памятником известному отечественному полководцу Александру Суворову.

Этот мост считался длиннейшим из всех городских мостов такого типа – длина превышала 500 м, конструкция выглядела достаточно роскошно. Для покрытия любого дизайнерского элемента из чугуна (речь идет о перилах, фонарных столбах, порталах), использовали сусальное золото.

В 1876-м году здесь была запущена конная железная дорога (та самая конка, которую использовали перед появлением трамваев). Используя рельсы, проходящие через зафиксированный, в тот период по-прежнему Суворовский мост, экипаж передвигался с помощью двух лошадей.

В 1890-е годы руководство города официально объявило о наведении постоянного моста через Неву, посредством проведения специального конкурсного мероприятия. Участвовала и популярная компания Александра Эйфеля – основателя французской Эйфелевой башни. Первое место присудили проекту фирмы из Франции, «Батиньоль». Она выдвинула для рассмотрения новейший алгоритм, предоставляющий возможность уменьшить использование металла. В тот период обе страны пошли на существенные политические уступки друг для друга. Осенью 1896-го года, когда Николай Второй приехал во Францию, заложили мост Александра Третьего через Сену. Уже летом следующего года состоялась закладка Троицкого моста – участие принимал сам руководитель Франции. С учетом особого положения в соглашении, строительными работами моста в России занимались исключительно местные мастера. Также применяли лишь российское сырье.

Конструкция стала 10-пролетной. Местом расположения разводного пролета выбрали левое побережье. Речь шла об двурукавной симметричной поворотной структуре с вспомогательной опорой в русле речки для пролетной конфигурации в разводной временной интервал. Для процесса пользовались электромеханическим приводом. Для перекрытия среднего, крупнейшего пролета (96,4 м), использовали специальные фермы трехшарнирного арочного клепанного типа (решетки).

16-го мая 1903-го года, когда отмечали 200-летие столицы Российской Империи, официально торжественно открыли мост – с участием высокопоставленных лиц и самого императора Николая Второго.

Новую конструкцию назвали Троицким мостом – как и одноименный собор на стороне Петрограда, функционировавший до 1933-го года.

В 1936-м году двуглавые орлы – украшение моста – сменили пятиконечными звездами.

В целом, мост переименовывали не один раз. В 1918-м году его называли мостом Равенства, в 1934-м – Кировским (в честь памяти политика Кирова). В 1991-м году он снова стал Троицким.

Ремонтные работы конструкции также проводили неоднократно. В 1965-1967-м годах полностью отремонтировали левобережный фрагмент, а также пролет разводного типа. Перед этим речь шла о двукрылой симметричной конфигурации – для разводки моста применяли горизонтальную плоскость. Теперь пролет стал однокрылым, подъем – вертикальным. Для фиксации пролета использовали усовершенствованный гидравлический привод. Пока проводили ремонтные работы, движение не перекрывали – была открыта на время переправа с проложенными путями для трамваев. То есть, для транспорта ничего не изменилось.

В 1977-м году был проведен капитальный ремонт тротуаров, проезжей части, отремонтирована сломанная фасадная ферма. В 1991-м году поменяли гидроизоляционную систему, не останавливая при этом передвижение. Чтобы отделить металлические фрагменты конструкции от поверхностной воды, воспользовались полиуретаном – прочным и качественным материалом (по сравнению с обычным рубероидом).

Уже под конец XX века было принято решение модернизировать Троицкий мост. Ремонтные работы были запущены осенью 2001-го года, а 16-го ноября 2002-го года состоялось официальное введение моста в пользование.

Была произведена реставрация различных конфигураций разводного пролета. Вернули стандартный дизайн рассматриваемого нами моста: он снова был оснащен орлами и коронован. Осуществили смену заклепок – на специальные болты. Именно в тот период было установлено специальное освещение. Также важно сказать и об усовершенствовании дорожного покрытия и путей для трамвая.



С 2006-го года трамваи больше мост не пересекали. Осенью 2016-го года движение восстановили посредством запуска популярной «тройки».

Вспомогательный справочный материал

Про мост ходят разные предания. Допустим, популярный пилот Валерий Чкалов, ради своей возлюбленной, самоуверенно пролетел под мостом, практически затронув колесами водное пространство. Это было показано в одноименном кинофильме.

Верхушка моста оснащена точкой – фиксатором его середины. Она также зафиксирована на перилах – в месте, где решетчатые узоры изменяют наклон.



Только рассматриваемый нами мост подлежит разводке, когда проводят праздничное мероприятие «Алые Паруса» (для выпускников города). С 2005-го года в пролете появляется парусник – символика мероприятия.

 

Экскурсии и турыВсе экскурсии и туры